Продолжение статьи Как СБУ с помощью системы “Аркан” лишает и требует возврата переселенческих выплат (ВПЛ)?
В статье рассматриваются примеры из судебной практики, когда власти лишают внутренних переселенцев адресной помощи и требуют от граждан возвратить выплаты государству, описывается, как действовать, когда требуют вернуть адресную помощь ВПЛ.
В сентябре 2017 года Ленинский райсуд Запорожья удовлетворил исковые требования местных органов соцзащиты о взыскании с семьи переселенцев адресной помощи, которую ВПЛ получали с ноября 2014 года по июль 2016 года в размере 22750 гривен.
Запорожский судья, также обязал переселенку вернуть полученную помощь и заплатить 1378 грн судебных издержек.
Для такого “решения” аргументом послужило то, что женщина владела долей жилья общей площадью в 6,4 кв. м. При этом суд проигнорировал, что доля жилья в 6,4 кв. м не может считаться жильем, пригодным для проживания семьи из трех (!) переселенцев ни с точки зрения Жилищного кодекса, ни с точки зрения санитарно-гигиенических норм.
Что использует УТСЗН, когда требует вернуть переселенческие выплаты?
Управление труда и социальной защиты населения (УТСЗН) применяет, нарушая Закон и постановления Кабмина, очень интересный способ решения проблемы с возвратом выплат ВПЛ — чиновники инициируют возбуждение уголовных дел против переселенцев по ст. 190 УК Украины «Мошенничество».
Официально заявлено, 190-ю применяют, чтобы избежать уплаты судебного сбора, от которого УТСЗН не было освобождено.
Фактически возбуждение уголовного дела вводит большинство переселенцев и членов их семей в тяжелый психологический шок. Из-за невозможности нанять грамотного адвоката ВПЛ легко соглашаются вернуть переселенческую адресную помощь, чтобы избежать уголовного наказания. “Схема” УТСЗН, как говорится, дешевая и сердитая.
С 2016 года практика применения вышеуказанного шантажа через УК хорошо себя зарекомендовала и активно применяется также Пенсионным фондом в разных регионах страны.
Судьи пишут решение о возврате полученных выплат переселенцем практически “под копирку”: “… ВПЛ, имея прямой умысел и корыстные мотивы к незаконному обогащению и с целью улучшения своего финансового положения за счет средств резервного фонда Госбюджета, подал в районное УТСЗН заявление на получение ежемесячной адресной помощи для внутренних переселенцев для покрытия затрат на проживание, в т.ч. на оплату жилищно-коммунальных услуг для себя. При этом он скрыл, что ему принадлежат “Х” метров жилой площади в городе “У” и депозит в банке “Z”…”
Обратите внимание! После положительного решения суда, прокуратура, в большинстве случаев, подает ходатайство об освобождении от уголовной ответственности переселенцев, совершивших уголовные правонарушения.
Аргументы прокурора — внутренний переселенец искренне раскаялся, активно содействовал раскрытию преступления, но главное – (!) полностью возместил государству нанесенный ущерб.
Другими словами, “театр абсурда” закончился, переселенец вернул переселенческие выплаты в бюджет страны. Что, собственно, от ВПЛ и требовалось.
Уголовные дела против переселенцев и обратное действие закона
Уточним, что наряду с реальным мошенничеством, когда переселенец, являлись собственником квартир, например в Киеве (столица в подобных делах фигурирует чаще всего), умышленно скрыл владение жильем, есть и случаи, когда требования о возврате адресной помощи УТСЗН с точки зрения законодательства, мягко говоря, очень спорны.
Кстати, ст. 190 УК доказательная. (!) Прокурор должен в суде предоставить факты мошенничества со стороны ВПЛ, а переселенец должен понимать, что презумпцию невиновности в Украине никто не отменял.
Например, переселенка из г. Донецк Елена К. оформила в 2014 году на себя и двух несовершеннолетних детей адресную помощь. С ноября 2014 по май 2016 года женщине выплачивали ежемесячно 2210 гривен.
Позже сотрудники УТСЗН выяснили (чаще всего “стучат” родственники или “хорошие” знакомые), что Елена К. собственник 1/3 квартиры в Константиновке. После этого, матери двоих маленьких детей прекратили выплачивать адресную помощь на основании «предоставленных ею недостоверных данных» и потребовали возврата 38000 гривен.
Чиновники умышленно нарушили закон! Адресную помощь переселенцам Кабмин отменил переселенцам, которые владеют частью жилой недвижимости на территории страны подкотрольной украинским властям, в июне 2017 года. В рассмотренном примере явное игнорирование принципа “закон не имеет обратной силы”.
Самое главное в рассматриваемом примере — от дончанки требуют вернуть выплаченную социальную помощь из-за наличия жилья в Константиновке. Но Константиновка хоть и подконтрольная Киеву территория, официально (!) относится к перечню населенных пунктов, на территории которых проводилась АТО.
В аналогичных случаях переселенцам нужно отстаивать свое право на помощь для ВПЛ от государства в суде. Очень высокая вероятность, при грамотном подходе, выиграть дело.
Поймите! Главная порочная идея украинской власти, в лице сотрудников УТСЗН и ПФУ, заключается в том, что граждане со статусом внутреннего переселенца, против которых возбуждено уголовное дело, не хотят судебных разбирательств. Люди хотят только одного, чтобы этот “кошмарный сон на яву” быстрее закончился. Это дает возможность социальным службам добиваться целей, зачастую не совсем корректных с точки зрения законодательства Украины.
Правозащитники и юристы, начиная с 2016 года, все чаще сообщают, что УТСЗН в любом случае борется за бюджетные деньги против переселенцев, использует принцип “авось прокатит”.
Важная новость для переселенцев получающих адресную помощь
10 октября 2017 года Высший административный суд Украины в деле 242/288/17 г. признал противоправными решений органов социальной защиты населения об отказе в назначении ежемесячной адресной денежной помощи ВПЛ, владеющим жильем в населенных пунктах, которые находятся на линии разграничения.
Статья по теме: Судебный прецедент: Кабмин обязан выплатить пенсии жителям в “ЛНР” и “ДНР”
Фабула этого победоносного дела в том, что УТСЗН отказался выплачивать адресную помощь переселенке из Донецка. Однако, сначала Селидовский городской суд Донецкой области в мае 2017 года, а затем и Донецкий апелляционный административный суд в июле 2017 года своими решениями признали действия социальных работников противоправными и решение соцслужбы отменили. (!) Аргументация — Авдеевка находится на линии соприкосновения и поэтому переселенка имеет право на адресную помощь.
В свою очередь УТСЗН обжаловало оба решения, настаивая на том, что «…Авдеевка находится в контролируемой Киевом районе, а, значит, адресная помощь переселенцу назначена быть не может…». Но судьи Высшего административного суда с этим не согласились.
Рекомендация. С 2016 года гражданам Украины стало труднее защищать свои права в суде. Зачастую временная неудача, например, в суде первой инстанции, приводит к разочарованию в украинской справедливости и отказу от дальнейшей защиты. В случае получения отказа в назначении адресной помощи из-за наличия жилья на подконтрольной территории, переселенцу обязательного необходимо отстаивать свои права и обращаться за помощью к юристам или координаторам по вопросам оказания правовой помощи по месту жительства.
Полезные статьи для переселенцев и пенсионеров из “ЛНР” и “ДНР”: