Разъяснение адвоката о ситуации, когда призывника или военнообязанного задерживает полиция и принудительно доставляет в военкомат. Статьи 146, 365, 371 УКУ с комментариями, которые нужно применять украинцам в случае принуждения к посещению РВК.
*Продолжение статьи Законно ли задержание призывника полицией и принудительная его доставка в военкомат?
Превышение власти или служебных полномочий работниками военкомата (365 статья УК с максимальным наказанием — 10 лет лишения свободы), в контексте принуждения к нахождению в военкомате призывника, должна рассматриваться с учетом следующих правовых нюансов…
Превышение власти или должностных полномочий — самоуправство должностного лица. Отличие 365-й от других должностных преступлений — деяние совершается лицом действия, которого не входят в круг ее полномочий и обязанностей, не предоставляются ему законодательно и не предусмотрены статусом его должности.
Наказание за превышение власти сотрудником военкомата не зависит от того, постоянно или временно он исполнял возложенные на него обязанности, работал на общественных началах или за плату.
Например, различные “народные дружинники”, общественные помощники участковых инспекторов РОВД и другие представители общественности, которые задержали призывника (военнообязанного) и доставили его в военкомат при явном выходе за пределы предоставленных им прав и полномочий могут привлекаться по ст. 365 УК Украины.
Объективные признаки преступления по 365 статье УКУ
1. Причинение превышением власти или должностных полномочий существенного вреда государственным, общественным или частным интересам отдельных граждан (призывникам, военнообязанным).
Напомним, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 27.12.1985 года указывает, что существенным вредом охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, причиненным при превышении власти или должностных полномочий, могут признаваться:
- прямые материальные убытки;
- упущенная выгода;
- нарушение охраняемых законам политических, трудовых, жилищных, личных и имущественных прав и интересов граждан;
- создание обстановки, которая затрудняет работу учреждений (военкомат), организаций, предприятий.
2. Часть 2 ст. 365 УКУ предполагает наказание за физическое насилие в военкомате при превышении власти или должностных полномочий, которое может выражаться в незаконном лишении свободы (не выпускают из РВК), нанесении ударов по телу, причинение побоев, а также совершение действий, характерных для истязания, причинении легких или средней тяжести телесных повреждений.
Психическое насилие в военкомате при превышении власти или должностных полномочий может выражаться в запугивании, реальной угрозе причинения физического или иного насилия в отношении потерпевшего или его близких (например, угрожают посадить призывника в СИЗО и поместить в “пресс хату”).
Будьте внимательны! Превышение власти или должностных полномочий имеет много общего со злоупотреблением властью или должностными полномочиями (364 УКУ): оба эти преступления совершаются только должностными лицами, намеренно и в сфере служебной деятельности, но отличаются характером совершенных должностным лицом действий.
Для злоупотребления властью или должностными полномочиями военкомом характерно то, что он совершает действия на которые имеет право по должности, но при этом злоупотребляет своими правами и вопреки интересам воинской службы, стремится получить личную выгоду.
Преступление по ст. 364 УК характеризуется не причинением вреда или его размером, а способом причинения этого вреда — использование должности для удовлетворения корыстных или других личных интересов.
Присоединяйтесь к группе в Фейсбук, которая разбирается в хитросплетениях Законов, постановлений Кабмина и приказов Минобороны, которые касаются льгот, выплат, соцпомощи для участников АТО, ООС и членов их семей.
Дополнительная информация о призыве в армию Украины: