В статье рассмотрен пример из судебной практики, когда военнослужащему не давали статус участника АТО (УБД), указаны правовые обоснования для суда, описано применение Постановления Кабмина Украины от 20 августа 2014 № 413, которое определяет порядок предоставления статуса участника АТО.
“На бумаге” процедура получения статуса участника антитеррористической операции несложная — всю документацию для комиссии при Минобороны обязан оформлять командир воинской части. Военнослужащие приходят и получают уже готовые удостоверения. Но в украинских реалиях бывает иначе.
Рассмотрим пример, когда украинский гражданин Андрей Ромашов (фамилия изменена) не мог легализоваться как военнослужащий не из-за юридической коллизии, а из-за отсутствия первичных документов из воинских частей, которые должны подтверждать его пребывание в зоне проведения антитеррористической операции в Донбассе.
Отметим, что большинство командиров добросовестно выполняют свои обязанности, вовремя подают списки, и воины быстро получают удостоверения участника АТО (УБД). В Украине участились случаи, когда из-за личных конфликтов командиры умышленно не предоставляют документы в подтверждение участия в антитеррористической операции отдельных военнослужащих.
Самостоятельно собирать и подавать документы очень сложно, ведь вся информация находятся у командира воинской части. И только этими документами возможно подтвердить свое участие в АТО. Учитывая бюрократическую атмосферу в Минобороны истребовать их обычному гражданину практически невозможно.
Что делать, если не дают статус участника АТО?
Андрей Ромашов оказался именно в вышеуказанной ситуации. В с декабря 2015 по апрель 2016 года он проходил службу по призыву по мобилизации и действительно принимал непосредственное участие в боевых действиях в Донецкой области. Другими словами, у него есть все законные права на получение статуса участника АТО (УБД).
Несмотря на вышесказанное, Ромашов больше года не мог добиться соблюдения своих прав из-за конфликта с руководством военной части. Все это время он не мог воспользоваться льготами и выплатами.
Справочная информация: Какая материальная помощь участникам АТО определена Кабмином?
Мужчина принял решение бороться до конца правовыми методами и обратился к юристу. Адвокат помог бойцу составить заявление о предоставлении соответствующих документов, которое было направлено в адрес воинской части.
Командир проигнорировал первое письмо. Ромашов с адвокатом направили еще три письма — ответа не последовало. При обращении Андрея к воинской части через районный военный комиссариат, также успеха достичь не удалось. Военный комиссариат написал мужчине письмо-ответ о том, что районный комиссариат “сделал все, что мог”.
Адвокат рекомендовал Андрею в сложившейся ситуации тотального игнорирования участника АТО (УБД) со стороны военной части обратиться в суд.
Были подготовлены следующие документы для получения статуса участника АТО:
- Исковое заявление в Львовский окружной административный суд с просьбой признать бездействие командира воинской части противоправным и обязать его предоставить востребованные документы.
- Ходатайство об истребовании из военной части необходимых этих документов.
Полезная информация для военнослужащих: