Продолжение статьи Почему требуют вернуть переселенческие у ВПЛ? (обновляется)
В статье указаны причины возвращения государству адресной помощи переселенцам с помощью информационной системы СБУ «Аркан», рассказывается об уголовных делах открытых на переселенцев по ст. 190 УК Украины (мошенничество), анализируется изменения в законах и постановлениях Кабмина о переселенцах (ВПЛ).
Исходя из предыдущей и настоящей статьи делаем вывод:
- Без постоянного отслеживания изменений в правилах предоставления адресной помощи переселенцам, в них очень просто запутаться. Общеизвестный факт — сотрудники подразделения службы социальной защиты, которые оформляют адресную помощь, детально консультировать ВПЛ особенно не рвутся.
- В Управлении труда и социальной защиты населения (УТСЗН) переселенцев не информируют о том, что они не могут законно получать адресную помощь при наличии недвижимости вне зоны АТО или денег на депозите.
- Кабмин в отношении к переселенцам из Донбасса (“ЛНР” и “ДНР”), которые ошиблись, ранее относился вполне либерально (помним о презумпции невиновности). С 2018 года наблюдается ужесточение контроля переселенцев. Например, мониторинг действий ВПЛ с помощью информационной системы “Аркан”.
Как используя систему «Аркан» переселенца лишают выплат сразу после пересечения линии разграничения в зоне АТО (ООС)?
Обратим внимание, что сейчас не существует единых правил запросов и получения данных из системы «Аркан», с помощью которой фиксируют пересечение переселенцем линии разграничения.
В большинстве случаев, социальные выплаты внутреннему переселенцу могут приостановить раньше, чем через 60 дней его отсутствия на подконтрольной территории, причем, (!) без перепроверки информации.
Цель создания системы «Аркан» — тотальный контроль перемещения граждан и грузов через государственную границу Украины. Позже стали “арканить” всех людей на пересечении линий разграничения на Донбассе (КПВВ). “Аркан” отслеживает перемещение человека очень оперативно: как только переселенец проезжает через линию разграничения на неподконтрольную территорию, система это фиксирует.
Внимание! 2 февраля 2018 года, правовой аналитик благотворительного фонда «Право на защиту» Анастасия Бондаренко заявила, что Пенсионному фонду Украины (ПФУ) официально предоставили доступ к этой системе с 2016 года. Позже Министерство социальной политики Украины и управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН) также получило к ней доступ.
Согласно нормативно-правовым нормам, если получатель “переселенческой выплаты” выехал и не присутствовал на подконтрольной Киеву территории больше, чем 60 суток, то ему приостанавливаются выплаты.
Зачастую, на практике уже сам факт пересечения контрольного пункта въезда — выезда (КПВВ) является формальным поводом для приостановки социальных выплат, в том числе пенсий.
Сотрудники Пенсионного фонда придерживаются следующей незаконной схемы: как только они получили информацию, что человек переместился, сразу приостанавливают выплаты…
Согласно законам и постановлениям, ПФУ должен продолжать начислять деньги, если человек превысил сроки отсутствия по месту регистрации. В таком случае выплаты приостанавливаются только после (!) дополнительной проверки, когда переселенцу оставляют уведомление, что он должен явиться для проверки, а он не является.
Проверка факта проживания переселенца по адресу на подконтрольной Украине территории может занять более месяца (по словам самих же сотрудников органов соцзащиты), а срок начисления восстановленных пенсионных выплат – от одного до 3-х месяцев, а иногда даже дольше.
*Важное решение Верховного суда от 3 мая 2018 года описано в статье Судебный прецедент: Кабмин обязан выплатить пенсии и задолженность жителям в “ЛНР” и “ДНР”
Например, 1 января пенсионер или переселенец выехал на территорию “ДНР” к родственникам или по другой причине, затем вернулся обратно. Чиновники, через систему “Аркан” уже проинформированы, что переселенец уехал, и делают официальный запрос. В феврале они получают ответ о том, что человек выехал, и приостанавливают ВСЕ выплаты. Но пенсионер (переселенец) может узнает об этом только тогда, когда ему в следующий период не перечислят пенсию или адресную помощь ВПЛ.
Другими словами, физическую идентификацию теперь проходят не только пенсионеры, но и получатели всех социальных выплат. Любое внутренне перемещенное лицо (ВПЛ), которое получает социальные выплаты, может быть проверено в “Аркане”. И на основании полученной информации УТСЗН или ПФУ может приостановить или лишить выплаты, которые очень трудно восстановить.
Куда обращаться, если приостановили (отменили) выплаты переселенцу или пенсионеру?
Для возобновления пенсионных выплат ВПЛ нужно лично обратиться с письменным заявлением в управление ПФУ и аргументированно сообщить, что произошла ошибка.
Когда речь идет о других социальных выплатах переселенцам, то необходимо обращаться в УТСЗН с просьбой разобраться в возникшей ситуации. Наберитесь терпения, чиновники делают повторный запрос, а это долгий процесс и занимает много времени.
Обратим внимание на нюансы получения выплат переселенцами:
- Есть достаточно много положительных решений суда по восстановлению социальных выплат в подобных случаях, но заставить реагировать на судебное решение Пенсионный фонд крайне сложно и долго.
- Есть рекомендательное письмо Министерства социальной политики о том, что, если переселенец прошел идентификацию в Ощадбанке, то не следует проверять его дополнительно (это не приказ, а рекомендация – не допускать двойных проверок).
- Кроме идентификации личности в банке, внутреннего переселенца могут проверить дополнительно и на дому.
- (!) В украинском правовом поле не существует единых правил, по которым запрашивается и получается информация из системы «Аркан», в частности, отсутствуют механизмы и сроки.
Напомним, почти все работники УПФУ и УТСЗН, при встречах “без галстуков” подтверждают получение списков ВПЛ по данным системы «Аркан».
Рекомендуем для чтения обновляемые статьи: